Главная » про Кино

Люди Икс: Первый класс


Поделиться в соц. сетях

30 мая 2011 Нет комментариев

Профессор Икс и Магнито. Чарльз Хавьер и Эрик Леншерр. Два могущественных мутанта. Два харизматичных лидера. В трилогии «Люди Икс» мы видели, как сталкивались их взгляды на будущее и как сражались ведомые ими отряды. Но до того, как стать заклятыми врагами, Чарльз и Эрик были лучшими друзьями. Что же свело их вместе и что растащило их по разные стороны баррикад? «Люди Икс: Первый класс», новый фильм по мотивам комиксов Marvel, обещает поведать, как «холодная» война обернулась Первой мутантской.

ЛЮДИ В ГОЛЛИВУДЕ

Когда думаешь о первых «Людях Икс», вышедших в 2000 году, трудно представить себе лучший способ потратить деньги. По крайней мере в большом голливудском кино. Сценарий на основе знаменитого комикса, труппа из талантливых актеров, постановщик — режиссер знаменитых «Подозрительных лиц». И все за какие-то жалкие 75 миллионов! Куда вводить номер кредитки и когда приходить за 300-миллионными сборами?

Но это сейчас, в эпоху «Человека-паука» и «Темного рыцаря», «Люди Икс» кажутся беспроигрышной ставкой. А в 1998 году Голливуд жил в эпоху «Бэтмена и Робина». Окупившегося в прокате, но заплеванного критиками и фанатами комиксов. Чем еще в то время мог похвастаться жанр комикс -ной экранизации? «Суперменом» 20-летней давности и двумя «Бэтме-нами» Тима Бертона. Да еще «Блэй-дом», который удачно прошел в прокате, но имел мало общего с исходным комиксом. Фактически он был не экранизацией, а оригинальным боевиком. Хотя на безрыбье Marvel и «Блэйд» был рыбой. Никогда прежде экранизации ее комиксов не становились прокатными хитами, и никто не знал, смогут ли «Люди Икс» заманить в залы разочарованную «Бэтменом и Робином» публику.

Труппа картины также не могла гарантировать успех. Хью Джекман, Йен Маккеллен, Холли Берри, Джеймс Марсден, Анна Пакуин — в 1998-м эти имена что-то говорили только киноманам. Лишь Патрик Стюарт, игравший Профессора Икс, был заметной фигурой. Да и то не в кино, а на телевидении, благодаря сериалу «Звездный путь: Новое поколение».

Однако самой «темной лошадкой» был режиссер Брайан Сингер. Да, он снял «Подозрительных лиц», но своим успехом картина была обязана сценаристу Кристоферу Маккварри. Тогда как сценарий новой ленты был написан актером Дэвидом Хейтером, голосом Снейка в серии игр Metal Gear. Сам же Сингер мог похвастаться лишь нетрадиционной ориентацией. Которая была плюсом в работе над «Людьми Икс», поскольку комикс был вдохновлен борьбой меньшинств за гражданские права и Сингеру было просто представить себя на месте персонажей. С другой стороны, ориентация Джоэля Шумахера не раз называлась в числе причин провала «Бэтмена и Робина».

Так что «Люди Икс» были не «верняком», а большим риском, рулеточной ставкой на «зеро». Однако именно поэтому они обошлись всего в 75 миллионов. Будь в кадре звезды, а за кадром — кинолегенда, студия Fox не смогла бы потратить почти весь бюджет на костюмы, декорации и спецэффекты.

Как бы то ни было, ставка Fox и продюсера Лорен Шулер-Доннер (жены и сотрудницы Ричарда Доннера, постановщика «Супермена») сыграла. «Люди Икс» не только многократно окупились в прокате, но и породили череду стилистически близких экранизаций -от «Человека-паука» до «Пипца». Не все они стали хитами, однако постановки по мотивам комиксов Marvel вытащили студию из финансового кризиса и позволили ей выгодно продаться концерну Walt Disney. Который купил не столько издательский бизнес, сколько коллекцию брэндов для будущих экранизаций.

БУДУЩЕЕ ПРОШЕДШЕЕ

Разумеется, создатели «Людей Икс» не почили на лаврах, когда поняли, что сняли хит. В 2003 году за первыми «Людьми» последовали вторые, а еще через три года трилогию завершил режиссер Бретт Рэтнер. Сингер к тому времени переключился на «Супермена», хотя его роман о героем DC Comics не сложился. Оказалось, что ему проще снимать многофигурные зрелища, чем концентрироваться на одном герое.

Смена постановщика не прошла для «Людей Икс» даром. На третью часть обрушился вал зрительской и профессиональной критики, однако проблемы фильма были не столько субъективными, сколько объективными. Слишком уж большим числом персонажей картина должна была жонглировать. Хотя в прокате «Люди Икс: Последняя битва» не провалилась, всем было ясно — так больше продолжаться не может. Слишком уж запутался сюжет и слишком уж дорогими стали звезды сериала.

Что было делать Fox и Шулер-Дон-нер? Проще всего было бы забросить «Людей Икс» в фильмотеку, купить у Marvel еще какой-нибудь популярный комикс и набрать новую перспективную команду. Но успех «Людей Икс» и «Че-ловека-паука» вдохновил студию на самостоятельное продюсирование экранизаций. Так что Шулер-Доннер уже не могла купить «Железного Человека» и «Тора». Она должна была продюсировать новых «Людей Икс» (раз уж права на них были приобретены) или переключиться на независимые комиксы вроде «Пипца».

Естественно, продюсер выбрала более надежных «Людей Икс» и решила заняться приквелами трилогии. Почему не сиквелами? Потому что в сиквелах нужно было бы собрать в кадре если не всех, то многих актеров трилогии. А в приквелах звездность можно было дозировать, держа бюджет под контролем.

Первую из новых картин было решено выстроить вокруг Росомахи, самого популярного у зрителей персонажа трилогии. Плюс Хью Джекман за годы, прошедшие со времени выхода «Людей Икс», проделал путь от малоизвестного исполнителя до суперзвезды и обратно до актера, остро нуждающегося в хитах.

Фильм со сложным названием «Люди Икс: Начало. Росомаха» вышел в 2009-м и не порадовал критиков. Во-первых, предыстория Росомахи в трилогии уже рассказывалась. Во-вто-рых, оказалось, что в отрыве от команды этот герой не слишком интересен. А в-третьих, после эпического размаха трилогии разборки Росомахи с Саблезубым не производили того впечатления, которое могли бы произвести, будь «Росомаха» снят до «Людей Икс».

Зрительские оценки, впрочем, были более лестными, а голосование долларом присудило «Росомахе» убедительную победу. Лента не только заработала в прокате 375 миллионов долларов, но и принесла более 60 миллионов за первые шесть недель продаж на видео. Так что Лорен Шулер-Доннер пометила себе в календарике «Подумать над сиквелом «Росомахи»» (съемки этой ленты должны пройти в нынешнем году) и занялась новым проектом, посвященным Профессору Икс и Магнито. Проектом, который в итоге стал «Первым классом».

МУТАНТЫ ПРОТИВ ХРУЩЕВА

Идея снять фильм о молодости Хавьера и Леншерра впервые родилась в 2004 году, когда стало ясно, что успех первых «Людей Икс» был не случайным. Тогда предполагалось, что главным героем картины будет Магнито и что лента будет помесью «Людей Икс» с «Мюнхеном». Поскольку главный герой сперва переживет холокоот (напомним, согласно комиксам, Эрик-немецкий еврей, взявший цыганский псевдоним Леншерр в честь своей погибшей возлюбленной), а потом отправится мстить тем, кто убил его родных и близких. И именно жестокость, с которой он расправится с нацистами, оттолкнет от него гуманного американца Хавьера.

Работая над этой идеей, студия Fox наняла для ее оформления Шелдона Тернера, автора «Техасской резни бензопилой: Начало» и будущего сценариста «Мне бы в небо». Однако вскоре стало ясно, что проект получается слишком уж провокационным для мейнстримного подросткового фильма. К тому же простые фашисты -не самая интересная мишень для могучего мутанта. И, наконец, раз историю о молодости Эрика нельзя рассказать без упоминания Хавьера, то логично снять фильм о них обоих и вернуть сериалу многофигурный дух трилогии.

Параллельно с «Магнито» команда Шулер-Доннер работала над проектом под кодовым названием «Первый класс». Он должен был рассказать, как Профессор Икс создал свою «Академию для одаренных детей» (то бишь школу мутантов) и какон воспитал первое поколение Людей Икс (Циклопа, Джин Грей и прочих). И когда стало ясно, что «Магнито» не складывается, продюсер решила совместить приятное с полезным и создать новую трилогию. Которая начнется со знакомства Профессора Икс и Магнито и продолжится их конфликтом, созданием Академии и войной между группировками мутантов.

Как и в самых первых «Людях Икс», начать первую из трех новых лент решили с событий 1940-х, дабы напомнить публике, как Вторая мировая перепахала Леншерра и Хавьера. Плюс эпизод в концлагере всегда был любимой сценой Шулер-Доннер, поскольку он задавал тон трилогии и подчеркивал, что действие сериала развивается не в полусказочных Готэме или Метро-полисе, а в реальном мире, где сверхъестественные способности персонажей — единственная фантастическая деталь.

Основное же действие «Первого класса» перенесли в начало 1960-х, в эпоху Карибского кризиса, который чуть не привел ктретьей мировой. Напомним, что Карибский кризис разразился, когда Советский Союз начал размещать на Кубе баллистические ракеты, отвечая на размещение американцами атомного оружия в Италии и Турции. Испугавшись ядерного паритета, президент Кеннеди объявил морскую блокаду Кубы и предъявил СССР ультиматум: «Убирайте ракеты, а то хуже будет». В итоге Хрущев вывел ракетные войска с Кубы, а Кеннеди закрыл ракетные базы вблизи СССР и официально отказался от свержения просоветского режима Фиделя Кастро и вмешательства во внутренние дела Кубы. Хотя неофициальная антикубинская война ЦРУ продолжилась.

Чем был удобен Карибский кризис для «Первого класса»? Во-первых, в противостоянии с русскими и кубинцами нет ничего политически провокационного. Сплошной американский патриотизм и борьба за капитализм. Во-вторых, американский и советский флот — это множество потенциальных спецэффектных сцен, способных затмить баталии первой трилогии. В-третьих, балансирование на грани третьей мировой — отличный повод для споров Магнито и Профессора Икс о пацифизме и агрессии. А также о путях встраивания мутантов в человеческое общество. Должны ли, например, сверхлюди выступать на стороне правительств или же они вправе использовать сверхспособности, чтобы навязать миру свое представление о политике?

Вероятно, в России многие с удовольствием посмотрели бы фильм о сражении советских и американских мутантов, однако в «Первом классе» русских и кубинцев решили использовать как сюжетный фон. Дабы не превращать ленту в политический триллер, а сосредоточиться на внутренних проблемах мутантского сообщества. Поэтому главным злодеем ленты назначили Себастьяна Шоу, главу тайной организации «Адский клуб», которая использует мутантов и закулисные политические интриги,чтобы захватить власть над планетой. При этом непосвященным (точнее, полупосвященным из числа сильных мира сего) «Адский клуб» кажется обычным закрытым клубом для тех, кто знает толк в развлечениях и готов за них платить баснословные деньги.

«ПИПЕЦ»!

Когда «Первый класс» задумывался и планировался, Шулер-Доннер надеялась вернуть в режиссерское кресло Брайана Сингера. Однако Сингер согласился лишь на должности продюсера, консультанта и редактора сценария, поскольку уже подписал контракт на экранизацию детской сказки «Джек — победитель великанов».

К кому еще продюсер могла обратиться? Разумеется, к Мэттью Вону («Слоеный торт», «Звездная пыль»), который некогда был назначен постановщиком «Последней битвы», но в последний момент отказался от работы, так как счел, что не уложится в назначенный срок. Или не успеет создать картину, сравнимую с первыми двумя сериями.

В случае «Первого класса» сроки были еще более жесткими, но на сей раз у Вона уже был опыт работы над супергеройским «Пипцом», и он решил, что справится с поставленной задачей. Хотя 120-миллионный «Первый класс» был куда более амбициозным и сложным проектом, чем 30-миллионный «Пипец».

Памятуя об успехе «Людей Икс», Шулер-Доннер, Сингер и Вон вновь сделали ставку на недорогих актеров. Ведь на сей раз им предстояло потратиться не только на фантастическую войну, но и на воссоздание 1960-х. Так что продюсеры отказались от звезд первой трилогии и довольствовались двумя громкими именами. Джеймс Макэвой из «Особого опасного» и «Искупления» получил роль Хавьера, а не нуждающийся в представлении Кевин Бейкон стал Себастьяном Шоу, чья мутация позволяет обращать против врагов энергию нанесенных ему ударов. Даже если это удары стрел или пуль.

Образ Магнито в «Первом классе» достался ирландцу Майклу Фассбен-деру, знакомому нам по «Бесславным ублюдкам», «Центуриону» и «Джейн Эйр». Британец Николас Холт из «Одинокого мужчины» и «Битвы титанов» стал новым Зверем (он же доктор Хэнк Маккой), а номинантка «Оскара» за «Зимнюю кость» Дженнифер Лоуренс -новой Мистик.

Из числа новых для сериала мутантов отметим умеющую создавать вокруг себя алмазную оболочку телепатку ЭммуФрост, оглушительного ирландца Банши, мухоподобную Энджел Сальвадоре, повелителя космической энергии Хаоса (он же Алекс Саммерс), постоянно эволюционирующего Дарвина и демонического Азазеля.

Их сыграли соответственно Джену-ари Джонс (Бетти из сериала «Безумцы»), Калеб Джонс («Последнее изгнание дьявола»), дочь Ленни Кравица Зои Кравиц («Отважная»), ЛукасТилл («Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес»), кениец Эди Гатеги (Лоран в «Сумерках») и британец Джейсон Флеминг (Джекил и Хайд в «Лиге выдающихся джентльменов»).

Наконец, роли обычных людей поделили Роуз Бирн (возлюбленная Чарльза и эксперт по мутациям Мойра Мак-теггерт), Оливер Платт (глава отдела ЦРУ, сотрудничающего с мутантами) и Рэй Уайз (госсекретарь Соединенных Штатов).

В самом начале планирования съемок «Первого класса» продюсеры опасались, что им с группой придется помотаться по миру и даже заехать в Россию. Однако в итоге они довольствовались единственным трансатлантическим перелетом. Поскольку работа над картиной началась в окрестностях Оксфорда (альма-матер Хавьера), продолжилась на британской студии Pinewood и завершилась в американском штате Джорджия, в городе Саванна и на океанском курорте на острове Джекилла (никакого отношения к книге Стивенсона). Соответственно, все разнообразие предусмотренных сценарием эпизодов было сымитировано с помощью операторского искусства, масштабных декораций и компьютерных спецэффектов.

Последних в картине было так много, что продюсерам пришлось нанять десяток компьютерных студий, чтобы успеть закончить картину к июньской премьере. Ничего удивительного — большинство сверхспособностей Людей Икс с помощью «практических» эффектов показать либо сложно, либо невозможно. Тем не менее Вон все же старался по возможности пользоваться «практикой». Например, сцены слетающими героями создавались с помощью огромных кранов.

В то время как режиссер планировал спецэффекты, а декораторы и костюмеры воссоздавали дух 1960-х, актеры работали над ролями. С самого начала было решено, что никто не будет подражать звездам первой трилогии. Напротив, Макэвой играл «анти-Стюарта», не мудрого монаха, а молодого повесу, которому еще только предстоит стать Профессором Икс. Фассбендер же вдохновлялся не Мак-келленом, а Шоном Коннери времен «бондианы». Поскольку его Магнито -настоящий супершпион. Только с суперспособностями вместо фантастических гаджетов.

И, конечно, оба актера делали все, чтобы превзойти и затмить в памяти зрителей образы, созданные их предшественниками. Так, как это получилось у Хита Леджера в «Темном рыцаре». Удался ли им этот трюк? Скоро мы сможем это оценить. Хотя команда «Класса» так верит в успех картины, что уже думает над продолжением. И надеется, что «Люди Икс» с нами еще надолго. Как и молодые актеры фильма, у которых еще все впереди.

Новости наших партнеров :


Комментирование закрыто.