Главная » Новости

Дрогнула рука. Почему не ввели пошлины на импортный бензин


Поделиться в соц. сетях

3 декабря 2012 5 комментариев

Введение импортных пошлин на нефтепродукты станет одной из первых задач нового Кабмина

Министерство энергетики и угольной промышленности не решилось ввести пошлины на импорт бензина с 1 декабря. И хотя Кабмин ушел в отставку в полном составе, механизм подготовки решения запущен, и пошлины могут быть введены уже в начале следующего года.

О пошлинах заговорили еще летом, когда министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявил, что министерство изучает вопрос о возможности введения пошлин на импортный бензин, чтобы стимулировать собственное производство. «Пока наблюдается резкое снижение цен на нефть на мировых рынках, и нет соответствующей коррекции цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, я собираю аргументы для того, чтобы защитить наши НПЗ, вернуться к пошлинам на готовые нефтепродукты», — заявил тогда министр.

А в сентябре о решении ввести пошлины на импортный бензин и дизель заявил глава Минэнергоугля Юрий Бойко. «Сегодня правительство приняло решение о том, чтобы начать спецрасследование и с 1 декабря ввести пошлины на ввоз импортных нефтепродуктов», — сказал он во время визита в Лисичанск. Объем импорта бензина достиг критического уровня, считает министр, и введение пошлин позволит обеспечить работу украинских нефтеперерабатывающих заводов, в первую очередь, Лисичанского НПЗ.

На кого рассчитано

Анонс введения пошлин прозвучал на фоне обсуждения продажи Лисичанского НПЗ, на роль покупателя тогда прочили бизнесмена Дмитрия Фирташа. Заместитель директора НТЦ Психея Геннадий Рябцев обращает внимание на то, что заявление Бойко прозвучало именно в Лисичанске, бюджетообразующим предприятием которого является ЛИНИК. «Было бы очень странно ожидать, что в этом городе будет сказано, что ваш завод настолько отстал (в техническом отношении, — ред.), что он не в состоянии производить качественные нефтепродукты, и никогда уже не заработает», — отмечает Рябцев. О низкой глубине переработки и необходимости модернизировать НПЗ не устают повторять нефтетрейдеры. Читайте подробнее: Подайте на модернизацию. Кто заплатит за отсталость НПЗ

Власть прилагает колоссальные усилия, чтобы снизить зависимость от России в газовой сфере, но при этом сами же могут завести страну в нефтяной капкан 

 

Кроме того, решение о введении импортных пошлин совпало во времени с заявлениями местного руководства о смене собственника предприятия. «Если не ввести пошлины, если не обеспечить поступления нефти без уплаты НДС на это предприятие, то любая экономическая целесообразность смены собственника отсутствует», — почеркнул Рябцев. Однако вопрос продажи НПЗ пока завис в воздухе. Напомним, что ведущая нефтяная компания РФ — Роснефть объявила о выкупе акций ВР в ТНК-ВР, которая являюется владельцем ЛИНИКа. Для завершения сделки такого уровня понадобится не один месяц, и Роснефть пока не ответила на вопрос, готова ли она к продаже актива в Украине (См. Инфографика: Кому принадлежат украинские НПЗ)

Предполагалось, что размер пошлин, которые будут введены с декабря, составит от 100 до 120 евро за тонну. По мнению экспертов, нефтетрейдеры не станут погашать пошлины за счет своей прибыли, в результате  цены на АЗС могут вырасти на 1-1,20 грн. за литр.

Введение пошлин будет иметь негативные последствия и при этом не решит существующие проблемы в нефтепереработке, предупреждают в консалтинговой компании А-95. Отказ от импорта нефтепродуктов в пользу переработки импортной нефти на местных НПЗ вызовет сворачивание диверсифицированной системы поставок топлива в Украину, сформированной более чем из 10 стран, и вернет к зависимости от одного источника — России. «Власти Украины прилагают колоссальные усилия к тому, чтобы снизить зависимость от России в газовой сфере, но вместе с тем собственноручно могут завести страну в аналогичный нефтяной капкан», — заявил директор А-95 Сергей Куюн.

Может пострадать и платежный баланс страны: ввоз готовых нефтепродуктов в объеме 10 млн. тонн Украине обходится около $10 млрд. А завоз нефти для выпуска аналогичного объема топлива может обойтись на треть больше — в пределах $12,7 млрд., что связано с низкой глубиной переработки украинскими НПЗ. Еще одним негативным последствием пошлин станет повышение цен. «Пошлина — это общепринятый механизм повышения цен на продукцию внутренних производителей. Применительно к нефтепродуктам каждый евро пошлины эквивалентен повышению цены для конечного потребителя на 1 коп./л», — сказал Куюн.

Не сложилось

На прошлой неделе Петр Порошенко заявил, что о введении импортных пошлин говорить еще рано, хотя и подтвердил, что сейчас завершаются консультации по данному вопросу.

Министерство энергетики и угольной промышленности пока не комментирует вопрос введения пошлин. На официальный запрос ЛІГАБізнесІнформ об ориентировочных сроках введения пошлин и их размере ведомство Юрия Бойко так и не ответило.

По словам Рябцева, ввести пошлины по желанию одного министерства невозможно. «Пошлины вводят только после специального расследования, которое проводит Межведомственная комиссия по международной торговле. В этой комиссии министерство энергетики и угольной промышленности имеет, естественно, меньшинство», — говорит он.

Пошлина — это общепринятый механизм повышения внутренних цен. Каждый евро пошлины эквивалентен повышению цены для конечного потребителя на 1 коп./л 

Кстати, вопрос о введении пошлин может натолкнуться на препятствия со стороны ВТО. Украина подала в международную организацию запрос о пересмотре тарифов на 371 товар. С критикой этой инициативы уже выступили США. «Эта акция является беспрецедентной и может подорвать многостороннюю торговую систему, поэтому почти все значительные партнеры Украины — более трети членов ВТО — присоединились к нам в решении этой проблемы», — цитирует торгового представителя США Рона Кирка издание Коммерсантъ-Украина.

Рябцев указывает, что консультации со странами-членами ВТО относительно пошлин должны завершится ориентировочно 15 декабря. «После того, как эти консультации будут завершены, будут разработаны соответствующие рекомендации для комиссии по международной торговле. Но принять решение сразу невозможно, поскольку существует определенная процедура. В связи с этим введение пошлин до конца года достаточно маловероятно. Но вопрос с повестки дня, безусловно, не снимается», — говорит эксперт.

Тем временем правительство в полном составе было отправлено в отставку. Таким образом, решать вопрос введения пошлин и возрождения нефтепреработки в Украине будет уже новый состав Кабмина.

Станислав Погорилов/ ЛIГАБiзнесIнформ /


Читайте так же :

Новости наших партнеров :


5 комментариев »

  • Хведя пишет:

    Причина — такого положения в нефтепереработке — неспособность государства эффективно контролировать стратегические отрасли экономики. Они думают, что продали заводы частным компаниям и можно расслабиться — все проблемы решатся сами собой. Изобилие вот-вот наступит! Полные бездарности! Особенно Порошенко — так называемый министр экономического развития. Как можно быть министром того, чего нет? Справедливее назвать его министром экономической деградации! Пусть поучатся у Белоруссии, как управлять нефтеперерабатывающим комплексом. Смешно читать фразы типа:»Власти Украины прилагают колоссальные усилия…» Особенно колоссальные усилия приложила Юлька в компании с Павликом Лазаренко — теперь Украина должна выплатить России долги ЕЭСУ в сумме более 3 млрд грн! Вот это усилия! В качановской колонии надо создавать вип-зону, чтоб всем места хватило!

    Thumb up 19 Thumb down 7

  • Хведя пишет:

    А по поводу глубины переработки на Лисичанском НПЗ — это ведь тоже понятие относительное. Если сравнивать с США, Европой или даже с Мозырьским заводом в Белоруссии, мы отстаём. Но если сравнить с российскими заводами, то мы на приличном уровне. Например, такими установками как каталитический крекинг или изомеризация может похвастаться далеко не каждый завод в России. В России 2010 год: 27 крупных НПЗ (с мощностью около 10 млн. т. нефти в год). 110 малых НПЗ (с мощностью 1-2 млн. т. нефти в год).
    Глубина переработки: средняя 71,3% (причём более половины заводов 50-70%, только 5 заводов – более 80%).
    А в Украине из шести НПЗ два завода — Лисичанский и Кременчугский впереди всех остальных и имеют приблизительно одинаковую глубину переработки.

    Thumb up 14 Thumb down 6

  • ДОК пишет:

    Росснефть лучшая для нашего города перспектива, чем кто то другой!

    Thumb up 12 Thumb down 4

  • Ned пишет:

    Пошлина — это общепринятый механизм повышения внутренних цен.

    Ну да. На другое ума у них не хватит.
    Не, ну у Юрия Анатольевича время еще есть: он же сказал , что с 15 ноября до 15 декабря завод запустится. УТРИРУЮ.
    Новый состав кабмина. А какой же он будет? Неужели будет сильно отличаться?

    Роснефть объявила о выкупе акций ВР в ТНК-ВР, которая являюется владельцем ЛИНИКа. Для завершения сделки такого уровня понадобится не один месяц

    Вот именно. И когда сделка завершится, мы опять же не знаем, что будет с Лисичанским НПЗ. Продолжаем ждать. Народ получил ту власть, которую хотел. Вот пусть осознают люди.

    Thumb up 12 Thumb down 1

  • Оптимизатор пишет:

    В вопросе введения пошлины на импорт готовых нефтепродуктов все очень просто: как только фирташ становится собственником завода — сразу же будет введена пошлина, не будет фирташ собственником Лисичанского НПЗ — не будет пошлины. Ну должна же власть помогать своему основному спонсору (а может уже и хозяину этой самой власти).

    Thumb up 7 Thumb down 2